60 % социальных предпринимателей меняют стратегии продвижения в качестве антикризисной меры
12.05.2022

60 % социальных предпринимателей меняют стратегии продвижения в качестве антикризисной меры

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» провел опрос социальных предпринимателей о том, как на них влияет текущая экономическая ситуация и в каких мерах поддержки они нуждаются.
В опросе, который проводился в апреле 2022 года, приняли участие 518 социальных предпринимателей из 61 региона России. Большинство респондентов – из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Московской области.

Свыше трети предпринимателей работают в области дополнительного образования, многие развивают спорт и досуг, производство товаров народных художественных промыслов, оказывают психологическую помощь, действуют в области здравоохранения и других сферах.
Влияние новых экономических реалий на свой бизнес ощущают 84% опрошенных. Исходя из ответов респондентов, это, прежде всего, проявляется в падении покупательской способности населения и оттоке клиентов, росте цен на сырье, оборудование, расходные материалы и в проблемах с логистикой.
Одной из главных проблем стало изменение механики продвижения продукции/услуг из-за ухода с рынка привычных социальных сетей, которые являлись для многих каналом продаж. Около 60 % предпринимателей отметили, что главной антикризисной мерой для них становится мониторинг новых каналов продвижения. Около 40 % респондентов заняты поиском инвестиций и доступных кредитных средств, примерно столько же бизнесменов оперативно разрабатывают новые маркетинговые механики скидок, рассрочек, бонусных программ (ответ на вопрос «Какие антикризисные решения вы приняли/собираетесь принять» предполагал несколько вариантов ответа).

«За последние два месяца государство, крупные коммерческие и некоммерческие организации активно разрабатывают для социальных предпринимателей новые меры поддержки, – рассказывает Директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. – Мы ежедневно мониторим как федеральные, так и региональные инициативы, но не менее важной является реакция «рынка» – в чем сами социальные предприниматели чувствуют потребность и совпадает ли их видение с тем, что им предлагается. Констатируем, что в целом меры поддержки отвечают запросам бизнеса, но есть, над чем работать с точки зрения информирования социальных предпринимателей и предложения им новых каналов продвижения продукции и услуг».

Около 30 % респондентов отметили, что не обладают достаточной информацией о мерах поддержки, которые им полагаются. Фонд «Наше будущее» регулярно делает обзоры инициатив, направленных на помощь социальному бизнесу, и публикует их на портале «Новый бизнес».
В качестве мер поддержки со стороны государства предлагаются как эффективные инструменты, опробованные во время коронакризиса, так и новые, которые делятся на два больших блока:
- масштабное административное дерегулирование (отмена плановых и внеплановых проверок, снижение административного давления, амнистия по экономическим преступлениям, отказ от повышения налоговой нагрузки);
- предоставление бизнесу ликвидности (новые льготы по кредитам, авансирование закупок, субсидирование трудоустройства и др.).
Финансовая поддержка находит отклик у социальных предпринимателей. Опрос показал, что 41 % респондентов воспользовались или планируют воспользоваться льготным кредитованием. Другие популярные ответы также связаны с доступом к финансированию: гранты, субсидии, налоговые каникулы, компенсация оплаты аренды и заработной платы.
Более 80 % социальных предпринимателей считают, что в будущем наиболее востребованной мерой поддержки могут стать субсидии на развитие бизнеса. Также более половины опрошенных ждут помощи с продвижением своей продукции и услуг и разного рода компенсаций расходов, прежде всего, на заработную плату.
Около 30 % респондентов отметили, что нуждаются в актуальных образовательных программах. Лаборатория социального предпринимательства Фонда «Наше будущее» разрабатывает специальные курсы на тему антикризисного управления, а также адаптирует существующие программы под текущие запросы. В частности, лаборатория подготовила курс для тех социальных предпринимателей, которые планируют принять участие в грантовом конкурсе Министерства экономического развития РФ.