Прибыль на втором месте. Социальные предприниматели хотят получить отдельный статус
11.08.2015

Прибыль на втором месте. Социальные предприниматели хотят получить отдельный статус

Сегодня нет четких законодательных разграничений между понятиями социальное предпринимательство, предпринимательство в социальной сфере или деятельность социально-ответственного бизнеса. В связи с этим возник ряд инициатив, направленных на закрепление понятия "социальное предпринимательство", определение его направлений и критериев оценки. Одни эксперты считают, что нужно создавать отдельный закон о социальном предпринимательстве, выделяющий эту особую деятельность.

В ряде стран она имеет особый организационно-правовой статус. Другие эксперты предлагают промежуточный вариант - обозначить особый статус социальных предпринимателей в существующем законе о малом и среднем бизнесе - представители АСИ, РСПП, Общественной палаты, Госдумы, научного сообщества, предприниматели объединились для подготовки таких поправок. По некоторым оценкам, социальных предпринимателей в России около 1% от всего МСБ, поэтому вопрос о разграничении социального предпринимательства от бизнеса в социальной сфере еще не так принципиален - следует просто нарастить слой предпринимателей, ориентированных на решение социальных проблем.

Почему социальное предпринимательство так трудно развивается? Это связано со спецификой социальной проблемы и сложностями в поиске инновационного способа ее решения. Например, международный фонд Аshoka поддерживает не сами проекты, а конкретных людей, способных видеть и решать соцпроблемы. Поскольку единой модели, по которой решаются все социальные проблемы на всех территориях, нет. Тем не менее, несмотря на жесткий отбор, зарубежные предприниматели получают не только деньги, но и поддерживающую инфраструктуру: программы обучения, взаимодействие с бизнесом и другими социальными предпринимателями, акселерацию проекта и самоидентификацию себя в качестве социального предпринимателя.

В России уже более 10 лет социальное предпринимательство развивает Фонд "Наше будущее", к этой деятельности активно подключились и профессиональные бизнес-объединения, но пока очень многое держится на энтузиазме отдельного социального предпринимателя.

Социальное предпринимательство и бизнес в социальной сфере - действительно, эти понятия требуют разграничения, но здесь даже у экспертов критерии оценки сильно различаются. Разброс в критериях оценки создает почву для сомнений: как отделить бизнес, ориентированный на прибыль, и социальное предпринимательство, ориентированное на решение социальной проблемы? Например, регионы могли бы запрашивать у минэкономразвития бюджеты на развитие социального предпринимательства, но на деле немногие этим воспользовались, потому что сложно оценивать эффективность развития такого предпринимательства и его результаты.

Социальные предприниматели, решая проблемы всего общества, часто находятся на самоокупаемости. А в тех направлениях, где меры господдержки вроде бы есть, на деле оказывается, что воспользоваться ими невероятно сложно. За последние 3-4 года состав успешных соцпредпринимателей мало изменился. Хотя надежды есть - создан ряд образовательных площадок, в ряде вузов и бизнес-школ разработаны специализированные курсы, выпускаются пособия, развивается премия "Импульс добра", поощряющая лучшие социально-предпринимательские проекты. По оценкам экспертов, усилиями только самих социальных предпринимателей, сосредоточенных на реализации своих проектов, системных изменений не достигнуть. Региональные власти уже готовы определить приоритетные ниши для соцпредпринимателей - это дошкольное, дополнительное образование, вопросы обеспечения продовольствием труднодоступных районов, медицинская и скорая помощь, проблемы престарелых, трудоустройство инвалидов, выпускников детских домов, занятость многодетных родителей и другие многочисленные соцпроблемы.

В стране, особенно в экономически нестабильное время, много социальных проблем - соответственно, направлений деятельности для социальных предпринимателей. Например, важная проблема - трудоустройство молодых мам. Известно, что пособие по уходу выплачивают до 1,5 лет, при этом 15% детишек от 3 до 7 лет не получают место в саду, а это до 52% мам, которые не работают. Проекты, направленные на трудоустройство и занятость таких женщин, должно поддерживать государство, так как это в результате экономия госбюджета и возможность помочь обществу в решении острых проблем. Или развитие инновационных технологических проектов, к примеру, проект "Кнопка жизни" - простое устройство для пожилых людей, по которому в отдаленном регионе можно получить помощь оператора и экстренных служб.

Стоит отметить, что капитализация социальных проектов очень невысокая, и все средства идут на развитие дела и на решение социальной миссии. Обычно социальные проекты имеют низкую маржинальность, которая зачастую не выше 8%. Это в принципе устойчивая модель, которая позволяет обеспечивать решение социальной проблемы, но не впечатляет бизнесменов, привыкших к высокодоходным проектам. Здесь и проходит разграничение - социальный предприниматель реинвестирует прибыль в решение социальной задачи.


Источник: Российская газета